Хроника автодиагностики и ремонта.

Страница 1

Страницы 2, 3, 4, 5, 6

Автоэлектрик для всех

 Примечание: осциллограммы приведенные в первых историях  до № 11 включительно получены с использованием осциллографа без показа постоянной составляющей (закрытый  вход). Начиная с 2005г. осциллограммы от доработанной звуковой карты (открытый вход).

История №5:

Головная боль каждого ремонтника - обоснованность замены детали. И далеко не в каждом случае выручит собственный запасной комлект запчастей. К примеру, если речь идет о жалобе на возникшие проблемы с холодным запуском, то успешность ваших действий будет проверяться утром следующего дня. Даже если вы не гоняете клиента в магазин тратить ЕГО деньги на проверку ВАШИХ предположений, то и в этом случае терпению клиента наступит конец - через день-другой повторных тяганий на веревке он уйдет пытать счастья к вашему конкуренту. Ну а тому  задача будет облегчена, т.к. он уже будет осведомлен о проделанных работах с известными итогами. Вас же самих, как обычно, не известят о результате которого вы так ждете.
Поэтому мне всегда хотелось воочию убедиться в дефекте, который ранее вычислялся через косвенные доказательства, исключения невероятного, да и просто методом замен (чего кривляться-то). Все вместе это называется "научным тыком" или опытом ремонта. Но ведь душе спокойнее когда получаешь прямые улики на заглючивший девайс...
Сколько нервов было потрачено, когда в первые зимы работы посыпались жалобы на невозможность запуска двигателей девяток после морозной ночи (десятки в то время ВАЗ еще не производил)? Тогда удалось установить что причиной сего трабла является заглючивший особым образом датчик Холла. Дальнейшая статистика излечений через замену датчика настолько убедила в правильности диагноза, что обращающимся с подобной жалобой датчик менялся сразу и без каких-либо дополнительных проверок. Да и что можно было увидеть слепому? Все что можно было увидеть контролькой и тестером я проглядел до дыр и по нескольку раз.
Так было до осциллографической эры в моей ремонтной практике, точнее, до компьютерно-осциллографической, т.к. железным осциллом я пользовался и ранее.
Ныне же, вооруженный запоминающим осциллографом-самописцем, я подкарауливал подобную жалобу с тем, чтобы заснять изменившийся сигнал датчика и тем самым поставить точку в этом вопросе (выделение жирным сделано не просто так - обычным осциллографом  засечь эту неисправность на абсолютно нормально работающем двигателе практически невозможно).
И в эту зиму дождался.
Все стенания клиента укладывались в стандартную схему. Напомню: на холодном запуске стартер гоняет вхолостую (без малейшего намека на схватки), однако, при бросании ключа хилые схватки появляются, но их недостаточно чтобы запустить промерзший и останавливающийся двигатель. Можно молотить стартером до полной посадки аккумулятора и нулевым положительным результатом. Та же самая беда проявляется и после недолгой стоянки с той лишь разницей, что после бросания ключа заводится со стопроцентной гарантией. При любой степени охлаждения, заводка с буксира - мгновенная. Горячий же двигатель запускается как ни в чем не бывало - с первой попытки.
С моей стороны было бы садизмом настаивать на буксировании автомобиля ко мне, для того чтобы я заснял "холодный" сигнал для истории :о) Я был почти уверен, что и на горячем двигателе, даже при отсутствии внешних отклонений, сигнал датчика должен себя "засветить". Поэтому прежде чем заменить датчик, заснял сигналы от старого: была сделана 3-секундная съемка от начала прокрутки стартером. Запуск конечно же был успешным, и без всяких шаманств с ключом зажигания.
Вот она, черёмуха!

hall_winter.png (32729 bytes)

PostScriptum к истории №5:
Признаюсь честно, я выбрал не самый удачный кадр для этой истории. Скорее он показывает сбой ... в записи осциллограммы, а не сбой самого сигнала. Не стал удалять сей конфуз, т.к. эти грабли могут поджидать кого-то еще. О причине появления и обходе таких сбоев читайте в форуме в разделе "Диагностика двигателя".

История №4:

Есть ремонтные случаи которые запоминаешь навсегда. Запоминаются они отсутствием лишних движений при диагностировании скользящих неисправностей, или, наоборот - большими объемами безрезультатных поисков. Напомню, что скользящей неисправностью принято называть поломку проявление которой нестабильно, т.е., на первый взгляд, клиент жалуется непонятно на что - при осмотре в мастерской неисправность исчезает, и тут может облегчить поиски дотошный распрос владельца о симптомах сопутствующих её проявлению.
Хозяин ВАЗ-2107 жаловался на частое перегорание предохранителя защищающего цепи поворотных ламп. Попутно им же было заменено само реле поворотов, т.к. предыдущее испортилось от того же замыкания. В том что замыкание есть клиент не сомневался и проявляло оно себя, по его же словам, не всегда даже в движении. Как вы догадываетесь, в мастерской проверка включением ничего не выявила - все лампы работают и с положенной частотой. Даже боковые повторители работают. Клиент отметил, что момент замыкания при включении поворотов он обнаруживает по сильному отклонению стрелки вольтметра в такт с работой реле. Спрашиваю, не обратил ли внимания на то в какую сторону в тот момент были включены повороты (надо же мне как-то сузить область поиска - не всю же проводку перетряхивать). Говорит, вправо.
Начинаю поиск черной кошки в темной комнате. Подключаю 21ваттную лампу  между +АКБ и голубым проводом в 2контактном разъеме поворотного фонаря передней правой фары (сам разъемчик из фонаря извлек). Лампа светится вполнакала, т.к. последовательно с ней запитывается такая же лампа в заднем фонаре того же борта. Если замыкание на массу появится, то моя лампа должна загореться в полный накал. Так не горит же! Глядя на лампу начинаю шаманить: шевелю пучки, раскачиваю кузов и пр. Не помогает. И тут, решив поглядеть на разъемы монтажного блока с салонной стороны, облокачиваюсь на пассажирское кресло. Клиент вопит - ярко горит!!! Встаю - вполнакала. Сажусь на пассажирское сиденье - ярко. Замечаю, что сиденье пошатывается в креплении и, поерзав немного вперед-назад, замечаю четкую связь поведения лампы с моими телодвижениями. Клиент что-то бурчит про то что никак не заварит крепление. Так вот где погибель таилась! Пучок задней проводки в 2107 проходит по правому борту и в непосредственной близости от кронштейна сидения. Вскрытие половика показало, что пучок влез в щель образовавшуюся в результате отрыва кронштейна от пола. Придавленный весом пассажира кронштейн припечатывал пучок к полу и пробивал изоляцию проводов...
Остальное было делом рук, а голова насвистывала любимую мелодию.
P.S. Теперь понятно почему неисправность была непостоянной. Для её проявления требовался пассажир на переднем кресле.

История №3:

Слабое свечение индикатора зарядки при наличии генератора с встроенным ИРН, как правило, бывает вызвано неисправностью диодного моста, и чаще всего дополнительных диодов в нем. При этом, не нагруженный потребителями генератор показывает вполне приличный вольтаж, но понижение бортового напряжения (< 13,6 В) происходит при включении умеренной нагрузки, например, фар. Впрочем, это уже перетиралось в советах. Здесь же я хочу показать как изящно этот глюк отлавливается с помощью предлагаемого осциллографа. Берем низковольтный щуп осциллографа и втыкаем его в гнездо "61" генератора на работающем двигателе. При неисправности одного дополнительного диода я получил вот такую осциллограмму:

gener.gif (29159 bytes)

Гнездо "61" на генераторе в электрическом смысле является точкой соединения  катодов трех дополнительных диодов. С неё же подается питание на обмотку ротора. Если дополнительные диоды исправны, то осциллограф просто покажет ровную горизонтальную линию. Разборка и замер сопротивлений диодов омметром показал, что все три дополнительных  диода в обратку не пропускают, а в прямом направлении у двух сопротивление 500 Ом, у третьего же 700 Ом. Вот он, последний, и был "диверсантом".
Этот метод удобен тем, что для диагностики не требуется снимать клемму с аккумулятора на работающем двигателе (не рекомендуется). Последнее обязательно если хотите наблюдать осциллограмму напряжения бортсети.

История №2:

Хозяева ВАЗ -2115 обратились с жалобой на повышенный расход бензина, неустойчивую работу двигателя, потерю приемистости. Причем, все эти симптомы (по их же словам) усиливаются пропорционально уменьшению бензина в баке, т.к. на трассе это хорошо заметно, т.е. чем меньше бензина - тем хуже, а сразу после заправки хорошо едет.
Осмотр с пристастием выявил отсутствие кодов ошибок, отсутствие отклонений в работе датчиков (p.s. а они должны были быть, просто тогда я еще плохо "видел"), черный дым из выхлопной. Дым был настолько густой и черный, что казалось труба кричала: "Может ты еще и газоанализ будешь делать?". Конечно, система с датчиком кислорода зафиксировала бы богатую смесь, но исследуемый экземпляр был без оной: Бош 1.5.4.
Выкрученными свечами можно было рисовать на асфальте. Дикое обогащение. Проверка давления бензина в рампе на ХХ показала 5,5 атм. вместо положенных 2,2. Решил попробовать заменить регулятор давления. Сняв нижнюю (обратка) трубку с регулятора попытался в нее дунуть - тщетно, проходимости нет. Открутил пробку бака и опять дую - тоже самое. Делаю тоже самое ручным насосом - шланг насоса надувается. Вывод очевиден: закупоривание обратки вызывает повышение давления в системе. "Мозги" этого учесть не в состоянии, и по-прежнему тупо открывают форсунки на те же 2,2мсек. Понятно, что за это время, при повышенном давлении, бензина впрыснется гораздо больше - отсюда и обогащение. Но почему закупорена обратка, и как впихнуть в логическую цепь приемлемую езду при полном баке? Она что, при пустом забивается, а при полном прочищается!?
Снимаю бак и дую качком в сливное отверстие бензонасоса - не проходит воздух. Откручиваю весь крепеж насоса к баку и безонасос выпрыгивает вверх из бака. В снятом состоянии обратка продувается, впихиваю на место (именно впихиваю т.к. стойки с пружинами упираются в днище) - не продувается.
В конце концов, вырисовывается такая картина - превопричиной является заклинивание однонаправленного дренажного клапана в сепараторе. Его назначение - пропускать атмосферный воздух в бак при определенном разрежении в последнем, тем самым предотвращая его сплющивание. В нашем случае, пока был полон бак (разрежения нет), сплющивания и задавливания сливного канала модуля бензонасоса не было. По мере понижения уровня бензина, образующийся вакуум зажимал безонасос как в тисках и слив перекрывался - давление на форсунки возрастало. При заправке пробка открывалась, воздух проникал внутрь и бензобак распрямлялся - слив открыт и т.д. После нескольких таких циклов бензобак сплющился окончательно, т.е. перестал распрямляться даже после впуска воздуха. Как выпрямляли днище история другая, скажу лишь что тот клапан, из-за которого все и произошло, трогать не стал, т.к. все магазины уже были закрыты. Собрал все на место, просверлил тонюсенькую дырочку в пробке бака и, проверив давление, отправил в путь.

История №1:

Приехала десятка. Говорят, зажегся "Снег энгине". Пока подключал сканер, устроил допрос и выяснилось, что машина последнее время стала "тупой", а сегодня вот и лампочка зажглась. Очень типично. Значит, пока лампочка не зажглась, то получается и проблем быть не может - хоть мотор выпадай. Ладно, думаю, сейчас посмотрим. Система Январь-5.1 (61бл.) с датчиком кислорода. Контроллер выдает ошибку от лямбды: бедная смесь. Обороты ХХ заниженные. Стираю ошибку, завожу и жду. Ошибка появляется вновь. Это уже кое-что - зацепка есть, хоть не с призраком буду бороться. Открываю капот, гляжу и вижу - мотор немного лихорадит. Набор оборотов уверенный, перебоя нет и в помине. Некоторое время пытаюсь добиться большего от лямбды - безрезультатно. Она уже все сказала. Вспоминаю, что я делал в таких случаях в карбюраторные времена, конечно же - искал подсос воздуха! Получилась стройная логическая цепь: подсос воздуха обеднил смесь (это заметила лямбда) - обороты упали, о чем и отрапортовал тахометр. Остальное делалось быстро и с удовольствием. Медицинским зажимом передавил шланг на тормозной вакуум - обороты поднялись. После стирания ошибка не появилась - конец диагностике. Менять вакуум отправил к знакомым мотористам. Завтра получу с них пиво.

Еще 5 историй