Примечание: осциллограммы
приведенные в первых историях до № 11
включительно получены с использованием
осциллографа без показа постоянной составляющей
(закрытый вход). Начиная с 2005г. осциллограммы
от доработанной звуковой карты
(открытый вход).
История №5:
Головная боль каждого ремонтника -
обоснованность замены детали. И далеко не в
каждом случае выручит собственный запасной
комлект запчастей. К примеру, если речь идет о
жалобе на возникшие проблемы с холодным
запуском, то успешность ваших действий будет
проверяться утром следующего дня. Даже если вы не
гоняете клиента в магазин тратить ЕГО деньги на
проверку ВАШИХ предположений, то и в этом случае
терпению клиента наступит конец - через
день-другой повторных тяганий на веревке он
уйдет пытать счастья к вашему конкуренту. Ну а
тому задача будет облегчена, т.к. он уже будет
осведомлен о проделанных работах с известными
итогами. Вас же самих, как обычно, не известят о
результате которого вы так ждете.
Поэтому мне всегда хотелось воочию убедиться в
дефекте, который ранее вычислялся через
косвенные доказательства, исключения
невероятного, да и просто методом замен (чего
кривляться-то). Все вместе это называется
"научным тыком" или опытом ремонта. Но ведь
душе спокойнее когда получаешь прямые улики на
заглючивший девайс...
Сколько нервов было потрачено, когда в первые
зимы работы посыпались жалобы на невозможность
запуска двигателей девяток после морозной ночи
(десятки в то время ВАЗ еще не производил)? Тогда
удалось установить что причиной сего трабла
является заглючивший особым образом датчик
Холла. Дальнейшая статистика излечений через
замену датчика настолько убедила в правильности
диагноза, что обращающимся с подобной жалобой
датчик менялся сразу и без каких-либо
дополнительных проверок. Да и что можно было
увидеть слепому? Все что можно было увидеть
контролькой и тестером я проглядел до дыр и по
нескольку раз.
Так было до осциллографической эры в моей
ремонтной практике, точнее, до
компьютерно-осциллографической, т.к. железным
осциллом я пользовался и ранее.
Ныне же, вооруженный запоминающим
осциллографом-самописцем, я подкарауливал
подобную жалобу с тем, чтобы заснять
изменившийся сигнал датчика и тем самым
поставить точку в этом вопросе (выделение жирным
сделано не просто так - обычным осциллографом
засечь эту неисправность на абсолютно нормально
работающем двигателе практически невозможно).
И в эту зиму дождался.
Все стенания клиента укладывались в стандартную
схему. Напомню: на холодном запуске стартер
гоняет вхолостую (без малейшего намека на
схватки), однако, при бросании ключа хилые
схватки появляются, но их недостаточно чтобы
запустить промерзший и останавливающийся
двигатель. Можно молотить стартером до полной
посадки аккумулятора и нулевым положительным
результатом. Та же самая беда проявляется и после
недолгой стоянки с той лишь разницей, что после
бросания ключа заводится со стопроцентной
гарантией. При любой степени охлаждения, заводка
с буксира - мгновенная. Горячий же двигатель
запускается как ни в чем не бывало - с первой
попытки.
С моей стороны было бы садизмом настаивать на
буксировании автомобиля ко мне, для того чтобы я
заснял "холодный" сигнал для истории :о) Я
был почти уверен, что и на горячем двигателе, даже
при отсутствии внешних отклонений, сигнал
датчика должен себя "засветить". Поэтому
прежде чем заменить датчик, заснял сигналы от
старого: была сделана 3-секундная съемка от
начала прокрутки стартером. Запуск конечно же
был успешным, и без всяких шаманств с ключом
зажигания.
Вот она, черёмуха!
PostScriptum к истории №5:
Признаюсь честно, я выбрал не самый удачный кадр
для этой истории. Скорее он показывает сбой ... в
записи осциллограммы, а не сбой самого сигнала.
Не стал удалять сей конфуз, т.к. эти грабли могут
поджидать кого-то еще. О причине появления и
обходе таких сбоев читайте в форуме в разделе
"Диагностика двигателя".
История №4:
Есть ремонтные случаи которые запоминаешь
навсегда. Запоминаются они отсутствием лишних
движений при диагностировании скользящих
неисправностей, или, наоборот - большими объемами
безрезультатных поисков. Напомню, что скользящей
неисправностью принято называть поломку
проявление которой нестабильно, т.е., на первый
взгляд, клиент жалуется непонятно на что - при
осмотре в мастерской неисправность исчезает, и
тут может облегчить поиски дотошный распрос
владельца о симптомах сопутствующих её
проявлению.
Хозяин ВАЗ-2107 жаловался на частое перегорание
предохранителя защищающего цепи поворотных
ламп. Попутно им же было заменено само реле
поворотов, т.к. предыдущее испортилось от того же
замыкания. В том что замыкание есть клиент не
сомневался и проявляло оно себя, по его же словам,
не всегда даже в движении. Как вы догадываетесь, в
мастерской проверка включением ничего не
выявила - все лампы работают и с положенной
частотой. Даже боковые повторители работают.
Клиент отметил, что момент замыкания при
включении поворотов он обнаруживает по сильному
отклонению стрелки вольтметра в такт с работой
реле. Спрашиваю, не обратил ли внимания на то в
какую сторону в тот момент были включены
повороты (надо же мне как-то сузить область
поиска - не всю же проводку перетряхивать).
Говорит, вправо.
Начинаю поиск черной кошки в темной комнате.
Подключаю 21ваттную лампу между +АКБ и голубым
проводом в 2контактном разъеме поворотного
фонаря передней правой фары (сам разъемчик из
фонаря извлек). Лампа светится вполнакала, т.к.
последовательно с ней запитывается такая же
лампа в заднем фонаре того же борта. Если
замыкание на массу появится, то моя лампа должна
загореться в полный накал. Так не горит же! Глядя
на лампу начинаю шаманить: шевелю пучки,
раскачиваю кузов и пр. Не помогает. И тут, решив
поглядеть на разъемы монтажного блока с салонной
стороны, облокачиваюсь на пассажирское кресло.
Клиент вопит - ярко горит!!! Встаю - вполнакала.
Сажусь на пассажирское сиденье - ярко. Замечаю,
что сиденье пошатывается в креплении и, поерзав
немного вперед-назад, замечаю четкую связь
поведения лампы с моими телодвижениями. Клиент
что-то бурчит про то что никак не заварит
крепление. Так вот где погибель таилась! Пучок
задней проводки в 2107 проходит по правому борту и
в непосредственной близости от кронштейна
сидения. Вскрытие половика показало, что пучок
влез в щель образовавшуюся в результате отрыва
кронштейна от пола. Придавленный весом пассажира
кронштейн припечатывал пучок к полу и пробивал
изоляцию проводов...
Остальное было делом рук, а голова насвистывала
любимую мелодию.
P.S. Теперь понятно почему
неисправность была непостоянной. Для её
проявления требовался пассажир на переднем
кресле.
История №3:
Слабое свечение индикатора зарядки при
наличии генератора с встроенным ИРН, как правило,
бывает вызвано неисправностью диодного моста, и
чаще всего дополнительных диодов в нем. При этом,
не нагруженный потребителями генератор
показывает вполне приличный вольтаж, но
понижение бортового напряжения (< 13,6 В)
происходит при включении умеренной нагрузки,
например, фар. Впрочем, это уже перетиралось в советах. Здесь же я хочу показать как
изящно этот глюк отлавливается с помощью
предлагаемого осциллографа. Берем низковольтный
щуп осциллографа и втыкаем его в гнездо "61"
генератора на работающем двигателе. При
неисправности одного дополнительного
диода я получил вот такую осциллограмму:
Гнездо "61" на генераторе в электрическом
смысле является точкой соединения катодов
трех дополнительных диодов. С неё же подается
питание на обмотку ротора. Если дополнительные
диоды исправны, то осциллограф просто покажет
ровную горизонтальную линию. Разборка и замер
сопротивлений диодов омметром показал, что все
три дополнительных диода в обратку не
пропускают, а в прямом направлении у двух
сопротивление 500 Ом, у третьего же 700 Ом. Вот он,
последний, и был "диверсантом".
Этот метод удобен тем, что для диагностики не
требуется снимать клемму с аккумулятора на
работающем двигателе (не рекомендуется).
Последнее обязательно если хотите наблюдать
осциллограмму напряжения бортсети.
История №2:
Хозяева ВАЗ -2115 обратились с жалобой на
повышенный расход бензина, неустойчивую работу
двигателя, потерю приемистости. Причем, все эти
симптомы (по их же словам) усиливаются
пропорционально уменьшению бензина в баке, т.к.
на трассе это хорошо заметно, т.е. чем меньше
бензина - тем хуже, а сразу после заправки хорошо
едет.
Осмотр с пристастием выявил отсутствие кодов
ошибок, отсутствие отклонений в работе датчиков (p.s.
а они должны были быть, просто тогда я еще плохо
"видел"), черный дым из выхлопной. Дым был
настолько густой и черный, что казалось труба
кричала: "Может ты еще и газоанализ будешь
делать?". Конечно, система с датчиком кислорода
зафиксировала бы богатую смесь, но исследуемый
экземпляр был без оной: Бош 1.5.4.
Выкрученными свечами можно было рисовать на
асфальте. Дикое обогащение. Проверка давления
бензина в рампе на ХХ показала 5,5 атм. вместо
положенных 2,2. Решил попробовать заменить
регулятор давления. Сняв нижнюю (обратка) трубку
с регулятора попытался в нее дунуть - тщетно,
проходимости нет. Открутил пробку бака и опять
дую - тоже самое. Делаю тоже самое ручным насосом -
шланг насоса надувается. Вывод очевиден:
закупоривание обратки вызывает повышение
давления в системе. "Мозги" этого учесть не в
состоянии, и по-прежнему тупо открывают форсунки
на те же 2,2мсек. Понятно, что за это время, при
повышенном давлении, бензина впрыснется гораздо
больше - отсюда и обогащение. Но почему
закупорена обратка, и как впихнуть в логическую
цепь приемлемую езду при полном баке? Она что, при
пустом забивается, а при полном прочищается!?
Снимаю бак и дую качком в сливное отверстие
бензонасоса - не проходит воздух. Откручиваю весь
крепеж насоса к баку и безонасос выпрыгивает
вверх из бака. В снятом состоянии обратка
продувается, впихиваю на место (именно впихиваю
т.к. стойки с пружинами упираются в днище) - не
продувается.
В конце концов, вырисовывается такая картина -
превопричиной является заклинивание
однонаправленного дренажного клапана в
сепараторе. Его назначение - пропускать
атмосферный воздух в бак при определенном
разрежении в последнем, тем самым предотвращая
его сплющивание. В нашем случае, пока был полон
бак (разрежения нет), сплющивания и задавливания
сливного канала модуля бензонасоса не было. По
мере понижения уровня бензина, образующийся
вакуум зажимал безонасос как в тисках и слив
перекрывался - давление на форсунки возрастало.
При заправке пробка открывалась, воздух проникал
внутрь и бензобак распрямлялся - слив открыт и
т.д. После нескольких таких циклов бензобак
сплющился окончательно, т.е. перестал
распрямляться даже после впуска воздуха. Как
выпрямляли днище история другая, скажу лишь что
тот клапан, из-за которого все и произошло,
трогать не стал, т.к. все магазины уже были
закрыты. Собрал все на место, просверлил
тонюсенькую дырочку в пробке бака и, проверив
давление, отправил в путь.
История №1:
Приехала десятка. Говорят, зажегся "Снег
энгине". Пока подключал сканер, устроил допрос
и выяснилось, что машина последнее время стала
"тупой", а сегодня вот и лампочка зажглась.
Очень типично. Значит, пока лампочка не зажглась,
то получается и проблем быть не может - хоть мотор
выпадай. Ладно, думаю, сейчас посмотрим. Система
Январь-5.1 (61бл.) с датчиком кислорода. Контроллер
выдает ошибку от лямбды: бедная смесь. Обороты ХХ
заниженные. Стираю ошибку, завожу и жду. Ошибка
появляется вновь. Это уже кое-что - зацепка есть,
хоть не с призраком буду бороться. Открываю
капот, гляжу и вижу - мотор немного лихорадит.
Набор оборотов уверенный, перебоя нет и в помине.
Некоторое время пытаюсь добиться большего от
лямбды - безрезультатно. Она уже все сказала.
Вспоминаю, что я делал в таких случаях в
карбюраторные времена, конечно же - искал подсос
воздуха! Получилась стройная логическая цепь:
подсос воздуха обеднил смесь (это заметила
лямбда) - обороты упали, о чем и отрапортовал
тахометр. Остальное делалось быстро и с
удовольствием. Медицинским зажимом передавил
шланг на тормозной вакуум - обороты поднялись.
После стирания ошибка не появилась - конец
диагностике. Менять вакуум отправил к знакомым
мотористам. Завтра получу с них пиво. |