Первичка, или осциллограмма напряжения первичной обмотки катушки зажигания. |
|
Рассмотрим образцовый сигнал позонно, и в каждой из зон выделим то на что следует обращать внимание при диагностике. |
И так, сам сигнал. Снят запоминающим осциллографом на звуковой карте с
управляющего вывода катушки зажигания DIS. |
Зона А: транзистор коммутатора
заперт, поэтому на управляющем выводе катушки
зажигания должно присутствовать напряжение
равное напряжению на питающем проводе, т.е.
напряжение бортсети (реально - чуть меньше, чем мы
можем наблюдать на клеммах аккумулятора из-за
неизбежных падений напряжения в переходах
проводки). Линия должна быть ровной. Полезность
графика в сравнении с использовании
вольтметра в том, что позволяет обнаружить
плохие контакты в силовых массах,
внутригенераторных соединениях, в этом случае
линия становится горбатой; Зона B: коммутатор прижимает к земле управляющий вывод КЗ - происходит заряд первичной обмотки. Напряжение на управляющем выводе близко к нулю. В рассматриваемом примере оно равно 0,9 вольт относительно минуса аккумулятора (точка B). Длительность заряда определяется типом и конструктивными особенностями системы зажигания, а момент начала заряда еще и режимом работы двигателя. Существуют системы зажигания которые не регулируют ток заряда первичной обмотки в процессе заряда, а ограничивают его пассивной константой. В этом случае коммутатор старается держать близким к земле вывод катушки все время до отсечки. Такое поведение сохраняется в любом режиме работы двигателя и при любой длительности заряда. Рассматриваемая осциллограмма принадлежит как раз к такой "тупой" системе и снята на двигателе ЗМЗ409 с ЭСУД Микас-7 (УАЗ Патриот). Более продвинутые системы не допускают увеличение тока свыше определенной величины и стабилизируют это значение к моменту разрыва (типовые значения разрыва 6-7 ампер). Момент перехода к току удержания выглядит как небольшая ступенька в зоне заряда (полка B2). Эти системы могут в определенных режимах переходить от первого режима (тупого) к продвинутому, и обратно. К примеру, системы зажигания управляемые ЭСУД Январь5.1 доверяют эту обязанность модулю зажигания, который в зависимости от длительности управляющего импульса и напряжения питания выбирает тот или иной режим оптимально решая две задачи: получение требуемой энергии разряда и предохраняя самого себя от выхода из строя из-за перегрева. Завершение зоны В происходит в результате резкого запирания выходного транзистора коммутирующего устройства - так называемая отсечка. Причем чем больший ток имелся в первичной обмотке к моменту разрыва, тем больше энергии будет отдано во вторичную обмотку которая генерирует разряд. Зона В на осциллограмме должна завершаться строго вертикальным подъемом. Сама зона B (либо B1 +B2) и переход к вертикали не должны иметь каких-либо шероховатостей или изломов. На втором рисунке такие изломы есть, этот сигнал был записан на автомобиле с неисправным коммутатором. Общий принцип - все переходы в зоне B (B1+B2) должны быть резкие, а сглаженные переходы должны вызывать подозрения (как пример см. историю №9 в Хронике) Зона С характеризуется большим пиком напряжения. К сожалению, этот параметр разнится в зависимости от используемых систем зажигания и поэтому однозначно указать какое напряжение считать нормальным заранее невозможно - вывод нужно привязывать к конкретной системе. Заниженный против нормы пик позволяет подозревать в неисправности коммутатор который не обеспечил требуемый ток к моменту разрыва. Обычно этот пик лежит в диапазоне 250-400 вольт. Неисправная КЗ также может быть причиной заниженного пика. Учтите, что звуковая карта иногда сама подрезает пики из-за того что пик очень короткий по времени и она не успевает его пофиксить. Однако в череде разрядов идущих подряд обязательно окажутся разряды с полноценно зафиксированными пробоями по которым и следует делать анализ. Отмечу, что этот параметр (фиксация пробойных пиков) явяляется единственным где показания звуковухи требуют осмотра большего количества разрядов для получения объективного вывода. Необходимое их количество может быть получено в пределах одной съемки длительностью 3-4 секунды. Зона С завершается высокочастотным переходом после чего возникает искровая дуга (зона D). Зона D - зона жизни искры. Для
диагностики важны: форма, длительность и в
меньшей степени - значение напряжения.
Хорошим показателем на ВАЗах периода модулей зажигания является значение 1 - 1,2 мсек. Особняком здесь стоит новосибирский модуль ПО "Север", даже будучи полностью исправным не обеспечивает длительность более 0,8мсек. На холостом ходу длительность всегда больше чем в режиме нагрузки, но в режиме нагрузки возрастает напряжение горения. Уменьшение свечного зазора понижает напряжение горения и увеличивает длительность искры, верно и обратное. Это предсказуемо если не забывать что величина свечного зазора есть сопротивление. Чем больше сопротивление, тем выше на нем падение напряжения, что и наблюдается в подъеме линии горения на осциллограмме. Зона остаточных колебаний отображает
процесс бесполезного расходования остатков
энергии разряда. При исправной катушке колебания
обязаны быть. Их количество зависит от
индуктивности катушки, и этот параметр разнится
в зависмости от модели. Особняком здесь стоят
катушки зажигания применяемые на ЗМЗ-406(5,9). Одно,
от силы два колебания являются нормой, а у
большинства других катушек нормой является 3-4
затухающих колебания. Явным признаком
неисправности катушки явялется пологое снижение
напряжения после завершения зоны искры. |
|||